Отношение мужа к жене в Исламе

Ислам – это религия, охватывающая все стороны жизни человека. Это не просто свод правили обрядов, касающихся поклонения и обычаев. Однако  это идеальная божественная модель поведения человека, затрагивающая все сферы жизнедеятельности человека. Семейным отношениям в Исламе уделяется очень большое внимание. Каждого из супругов Всевышний Аллах наделил определенными правами, а также возложил на них определенные обязательства.

Жестокость не присуща Исламу. Ислам вообще запрещает жесткость по отношению к живым существам, не говоря уже о человеке. Всевышний Аллах порицает жестокость во всех её проявлениях. Жестокость порождает вражду и ненависть, а мягкость и милосердие создает взаимопонимание, любовь и уважение. Все Пророки (мир им) учили доброте и милосердию. Любое создание Всевышнего Творца достойно хорошего обращение, будь это человек, животное или даже насекомое.

В хадисе сказано:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «من يحرم الرفق يحرم الخير كله». (رواه ابو داؤد ٤٨٠٩)

«Тот, кто лишен доброты, лишен всего хорошего».

В другом хадисе говорится:

عن جابر بن عبد الله قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «من لا يرحم الناس لا يرحم الله». متفق عليه

«Кто не милосерден к тем, кто на земле, к тому не будет милосерден Аллах».

Каждая сура Священного Корана начинается с имени Милостивого и Милосердного. Уже в первых аятах самой первой суры Корана повествуется о том, что Всевышний Господь Милостивый, Милосердный. Доброта, мягкость, милосердие, сострадание, отзывчивость, великодушие, терпимость снисходительность и другие похожие качества есть проявление высокой морали и хорошего нрава.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

عن ابي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «أكمل المؤمنين إمانا أحسنهم خلقا، وخياركم خياركم لنسائهم». (رواه الترمذي ١١٦٢)

«Обладает полноценным иманом тот, у кого наиболее хороший нрав, и лучшие из вас те, кто лучше относится к своим женам». (Тирмизи 1162)

عن حكيم بن معاوية عن ابيه أن رجلا سأل النبي صلى الله عليه وسلم: «ما حق المرأة على الزوج؟ قال: «أن يطعمها إذا طعم وأن يكسوها إذا اكتسى ولا يضرب الوجه ولا يقبح ولا يهجر إلا في البيت». (ابن ماجه ١٨٥٠)

Один сподвижник пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил его: «Что вы скажете относительно (прав) наших жен?». Он ответил: «Кормите их тем, что вы сами едите, одевайте их так (в одежду такого же качества), что вы сами одеваете, не бейте их и не оскорбляйте их». (Абу Дауд, 2137).

Сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не бил своих жен и не обращался с ними грубо.

Айша передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не бил женщин.

عن عائشة قالت: ما ضرب رسول الله صلى الله عليه وسلم خادما له، ولا امرأة ….»

Однажды Фатима бинт Кайса, после окончания идды пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросить совет насчет замужества. К ней на тот момент пришло несколько предложений от Муавия, Абу Джахма и Усамы бин Зейда. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что касается Муавии, он человек бедный не имеет имущества, а Абу Джахм имеет привычку бить своих жен. Поэтому прими предложение Усамы». Тогда Фатима сделала жест рукой (т.е. хотела возразить), но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Повиновение Аллаху и Его Посланнику лучше для тебя». Фатима говорит: «Я вышла за него замуж, а потом радовалась этому». (передал имам Муслим 1478).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

عن عبد الله بن زمعة قال خطب رسول الله صلى الله عليه وسلم ثم ذكر النساء فوعظهم فيهن ثنم قال: «إلام يجلد أحدكم امرأته جلد الأمة؟ ولعله أن يضاجعها من آخر يومه». (ابن ماجه ١٩٨٣)

«Возмутительно, что некоторые из вас бьют своих жен так, как бьют рабов, а ночью ложатся с ними в постель (удовлетворять свою потребность)».

Ну а если уж у неё совсем не выносимый характер и муж не может больше проявлять терпимость, то даже в таком случае он не имеет право её бить. В такой ситуации он может просто отпустить её, дав развод или же продолжать терпеть её характер, таким, какой он есть. Но при этом он обязан обращаться с ней благопристойно, потому что Аллах повелевает обходиться с женой в совместной жизни благопристойным образом. А если не получается, то отпустить её по-хорошему, без издевательств, насилия и т.п.

Абу Бакра передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

عن ابي بكرة قال: قال رسول الله صللا الله عليه وسلم: «ما من ذنب أجدر من أن يعجل الله لصاحبه العقوبة في الدنيا مع ما يدخر له في الآخرة من البغي وقكيعة الرحم». (رواه الترمذي ٢٥١١)

«Нет такого греха, который достоин того, что Аллах ускорил наказание уже в этом мире, вместе с тем (наказанием), что он приготовил в ахирате, как притеснение (несправедливость, зло) и разрываание родственных уз».

Из вышеизложенных текстов Корана и Сунны можно с легкостью сделать вывод, что Ислам не разрешает жестоко обращаться с женами и не дает право наносить ей физическую или эмоциональную боль. Бить жену – унизительный поступок. Мужчина-мусульманин не должен позволять себе такую низость. Он должен вести себя достойно и быть примером для других. Каждый должен начать с самого себя. Ведь благородное поведение и высокие моральные качества в первую очередь проявляются в семейной жизни по отношению к жене. С другой стороны такое поведение только украсит мужчину и никоим образом не принизит его достоинства. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы он наставил нас на истинный путь.

 

Отдел фатва ДУМК

Рафаэль ажы Татиков