Можно ли воссоединиться с женой после трёх талаков?

Слово «талак» в переводе с арабского языка означает «освободить», «бросить». В терминологии фикха используется в значении «расторгнуть узы брака». Если муж говорит своей жене слово «талак», Это означает, что он расторгает узы брака между ним и женой. Талак можно выдать как в словесной форме, так и в письменной. Обычно мусульмане используют словесную форму, например: «я даю тебе талак», «я даю тебе развод», «ты разведена», «я с тобой развелся» и другие.

В наше время среди мусульман широко распространено употребление слова талак. Многие братья мусульмане, не задумываясь о судьбоносном последствии этого слова, используют его опрометчиво, а после сожалеют об этом. И после этого к большому сожалению, не могут найти выход из той трудной ситуации, которую сами же создали. Что такое три талака? Если муж выдал своей жене три талака (развода) может ли он после этого вновь воссоединиться с женой? Этот вопрос волнует многих мусульман.

Согласно Корану и достоверным хадисам, если муж выдал своей жене три талака, он не сможет воссоединиться с женой, не в зависимости от того, каким образом он выдал их, поочередно в разбивку или в единовременной форме. В Коране сказано:

«Если он развелся с ней (в третий раз), то она ему не дозволена (отношения с ней), пока она не выйдет замуж за другого. И если тот (затем) даст ей развод, то не будет им греха, если они воссоединятся, если считают, что смогут соблюсти границы, (установленные) Аллахом. Таковы границы (законы) Аллаха. Он объясняет их знающим людям».

Толкование:

Если муж даст жене третий развод (или три развода сразу), то он не сможет ни вернуть ее (руж´ат), ни жениться на ней вновь, пока она не выйдет замуж за другого мужчину, который даст ей развод после половой близости между ними. После развода, данного каждым из мужей, женщине также необходимо полноценно провести время идды.

Имам Бухари приводит в своем сборнике приводит:

Передается от Айши, что один человек дал своей жене три развода. После она вышла замуж и тоже получила развод. Тогда спросили у Посланника Аллаха (да балгословит его Аллах и приветствует) дозволена ли она для первого мужа? Он ответил: Нет, пока он не получит наслаждение от неё, так же как первый. (Сахих аль-Бухари т.2 стр.791)

Имам Муслим в своем сборнике хадисов приводит:

Когда у Абдулла ибн Умара (да бкдет доволен ими Аллах) спросили об этом (о его истории) он сказал одному из них: Это в случае, если ты дал жене один или два развода. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мне тоже приказал вернуть жену. Но если ты дал три развода, тогда она стала для тебя запретной, до тех пор, пока не выйдет замужза другого. И ты проявил непокроность Всевышнему Аллаху (дав три развода) в отношении Его повеления о разводе жены. (Сахих Муслим т. 2тр. 1099).

Ибн Хаджар Аскалани в своей книге «Фатхуль Бари» (Толкование Сахих аль-Бухари) после обсуждения данного вопроса в заключении пишет:

«В этих двух вопросах правильным мнением является запрещение мута′ и действительность трех единовременных разводов по причине единогласного мнения всей общины (Иджмаꞌ), которое утвердилось во время Умара (да будет доволен им Аллах) по этому вопросу. И ни в каком предании не сказано, что во время Умара (да будет доволен им Аллах) кто-либо выразил возражение по одному из этих вопросов. Такой единодушный подход сахабов к этому вопросу говорит о том, что существует приказ, отменяющий это (т.е. три развода считаются за один), хотя для некоторых он остался неизвестным до определенного времени, но стал известен после решения Умара (да будет доволен им Аллах).  Несмотря на это, кто все равно будет противоречить, он будет расцениваться как противник Иджмаꞌ. Поэтому джумхуруляма не берут в счет то мнение, которое противоречит Иджмаꞌ после его утверждения». (Фатх аль-Бари т.9 стр.319)

Из всего вышеприведенного следует, что, если муж дал жене три развода (талака), его жена становится для него запретной и они больше не смогут воссоединиться, пока она не выйдет замуж за другого мужчину, который даст ей развод после половой близости между ними. После развода, данного каждым из мужей, женщине также необходимо полноценно провести время идды. Этот процесс называется (халяля шар′ийя). Совершать второй брак с условием развода по заранее обговоренной договоренности, чтобы воссоединится с первым мужем с точки зрения шариата  неправильно. В терминологии второго мужа называют «мухаллиль» от слова «тахлиль», что означает делать дозволенным, потому что второй муж по причине фиктивного брака делает её дозволенной для первого мужа. А первого мужа называют «мухалляль ляху», так как её делают дозволенной для него (первого мужа).

Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Всевышний Аллах проклинает мухаллиля и мухалляля ляху». Однако, если никах был совершен без каких либо договоренностей, искренне, но обстоятельства сложились таким образом, что второй муж дал ей развод или она стала вдовой и решила вернуться к первому мужу, то шариат разрешает ей воссоединиться с первым мужем. Этого мнения придерживаются не только ханафитский мазхаб, но и все четыре мазхаба на протяжении четырнадцати веков.

 

Отдел фатва ДУМК

Рафаэль ажы Татиков