Три единовременных развода (талака)

На сегодняшний день одна из самых щепетильных и широко обсуждаемых тем такова: три единовременных развода (талака) считаются за один развод или за три?

Некоторые считают, что данные единовременно три развода должны считаться за один, а не за три. Так ли это? В этой статье мы рассмотрим подробно этот вопрос и попытаемся более детально его раскрыть, чтобы у читателя не осталось никаких сомнений на этот счет.

Если муж дал своей жене три развода одним словом, сколько разводов засчитается: три или один? Здесь есть четыре мнения:

  • Засчитается три развода. Это мнение практически всей мусульманской общины.
  • Засчитается одни развод раджи. Это мнение Ибн Исхака.
  • Развод вообще не засчитается. Это мнение шиитов.
  • Есть разница в зависимости от того, была половая близость после совершения брака до развода или не было. Если была, то засчитается три развода, а если нет, то только один. Это мнение некоторых учеников Ибн Аббаса.

В этой статье разговор пойдет о правильности первого или второго мнения. Иными словами, если мужчина дал жене три развода одним словом, засчитается три развода или один? Обсуждать остальные два мнения не имеет смысла, так как их в наше время мало кто придерживается. В наше время широко обсуждается правильность первого или второго мнения.

Для начала давайте посмотрим, что об этом думают ученые Ислама. Если посмотреть книги толкований Корана, толкований хадисов, а также книги четырех мазхабов, то в них ясно сказано, что согласно единогласному мнению сподвижников, табиинов, имамов четырех мазхабов, а также других муджтахидов и ученых, единовременно данные три развода считаются за три, а не за один. Приведем несколько текстов из толкований одних из самых известных и достоверных сборников хадисов: «Сахиха» аль-Бухари и «Сахиха» Муслима.

Ибн Хаджар Аскаляни в книге «Фатх аль-Бари» (толкование «Сахиха» аль-Бухари) пишет:

فالراجح في الموضعين فتحريم المتعة و إيقاع الثلاث للإجماع الذي انعقد في عهد عمر على ذلك و لا يحفظ أن أحدا في عهد عمر خالفه في واحدة منهما و قد دل إجماعهم على وجود ناسخ و إن كان خفي عن بعضهم قبل ذلك حتى ظهر لجميعهم في عهد عمر فالمخالف بعد هذاالإجماع منابذ له و الجمهور على عدم اعتبار من أحدث الاختلاف بعد الاتفاق. (فتح الباري ج: ٩ ص: ٣١٩ مكتبة ابن تيمية)

Перевод: «В этих двух вопросах правильное мнение — запрещение мута и действительность трех единовременных разводов по причине единогласного мнения всей общины (иджма’), которое утвердилось во время Умара (да будет доволен им Аллах) по этому вопросу. И ни в каком сообщении не сказано, что во время Умара (да будет доволен им Аллах) кто-то возражал этому. Такой единодушный подход сподвижников к этой теме говорит о том, что существует приказ, отменяющий это (т. е. три развода считается за один), хотя для некоторых он остался неизвестным до определенного времени, но стал известен после решения Умара (да будет доволен им Аллах).  Кто, несмотря на это, все равно будет считать иначе, тот будет расцениваться как противник иджма’. Поэтому большинство ученых (джумхур уляма) не берет в счет то мнение, которое противоречит иджма’ после ее утверждения».

Алляма Бадруддин аль-Айни в книге «Умдат аль-кари» (толкование «Сахиха» аль-Бухари) пишет:

ومذهب الجماهير العلماء من التابعين ومن بعدهم منهم: الأوزاعي والنخعي والثوري وابوحنيفة وأصحابه ومالك وأصحابه والشافعي وأصحابه وأحمد وأصحابه وإسحاق وابوثور وابوعبيد وآخرون وكثيرون على أن من طلق امرأته ثلاثا وقعن ولكنه يأثم وقالوا: من خالف فيه فهو شاذ مخالف لأهل السنة وإنما تعلق به أهل البدع ومن لا يلتفت  إليه لشذوذه عن الجماعة التي لا يجوز عليهم التواطؤ على تحريف الكتاب والسنة. (عمدة القاري باب من أجاز الطلاق الثلاث ١٤/٢٣٦)

«Большинство ученых (джумхур уляма) из числа табиинов и их последователей: имам Аузаи, имам ан-Нахаи, имам Суфьян ас-Саури, имам Абу Ханифа и его ученики, имам Малик и его ученики, имам аш-Шафии и его ученики, имам Ахмад и его ученики, имам Исхак, имам Абу Саур, имам Абу Убайд и множество других ученых — считает, что если некто даст три развода, то они засчитаются, однако это будет грехом. А еще они сказали: кто будет считать иначе в этом вопросе, тот будет считаться отделившимся от Сунны. Поистине, держатся за это мнение только приверженцы нововведений и те, кто отделяется от всей мусульманской общины (джамаат), так как невозможно, чтобы большинство ученых (джумхур уляма) единогласно приняло ошибочное мнение».

Из этих текстов видно, что единогласное мнение всех ученых со времен сподвижников заключается в том, что три единовременных развода — это три развода. Поэтому нужно просто считать три развода за три. Ведь большинство ученых (джумхур уляма) второе мнение (три — это один) в расчет не берет и расценивают иное мнение как непокорность.

Имам Навави в толковании к «Сахиху» Муслима, приведя хадис от Ибн Аббаса, пишет:

وقد اختلف العلماء فيمن قال لامرأته أنت طالق ثلاثا فقال الشافعي ومالك و ابو حنيفة و أحمد و جماهير العلماء من السلف و الخلف يقع الثلاث و قال طاوس وبعض أهل الظاهر لا يقع بذلك إلا واحدة  وهو رواية عن الحجاج بن أرطأة و محمد بن إسحاق و المشهور عن الحجاج بن أرطأة أنه لا يقع به شيء وهو قول ابن مقاتل ورواية عن محمد بن إسحاق واحتج هؤلاء بحديث ابن عباس هذا وبأنه وقع في بعض روايات حديث ابن عمر أنه طلق امرأته ثلاثا في الحيض ولم يحتسب به وبأنه وقع في حديث ركانة أنه طلق امرأته ثلاثا وأمره رسول الله صلى الله عليه وسلم برجعتها واحتج الجمهور بقوله تعالى ومن يتعد حدود الله فقد ظلم نفسه لا تدري لعل الله يحدث بعد ذلك أمرا قالوا معناه أن المطلق قد يحدث له ندم فلا يمكنه تداركه لوقوع البينونة  فلو كانت الثلاث لا تقع لم يقع طلاقه هذا إلا رجعيا فلا يندم واحتجوا أيضا بحديث ركانة انه طلق امرأته البتة قفال له النبي صلى الله عليه وسلم الله ما أردت إلا واحدة قال الله ما أردت إلا واحدة  فهذا دليل على انه لو أراد الثلاث لوقعن  وإلا فلم يكن لتحليفه معنى وأما الرواية التي رواها المخالفون أن ركانة طلق ثلاثا فجعلها واحدة فرواية ضعيفة عن قوم مجهولين وإنما الصحيح منها ما قدمناه أنه طلقها البتة ولفظ البتة محتمل للواحدة و للثلاث فرواه بالمعنى الذي فهمه وغلط في ذلك وأما حديث ابن عمر فالروايات الصحيحة التي ذكرها مسلم وغيره أنه طلقها واحدة وأما حديث ابن عباس فاختلف العلماء في جوابه وتأويله فالأصح أن معناه أنه كان في أول الأمر إذا قال لها أنت طالق أنت طالق أنت طالق ولم ينو تأكيدا ولا استئنافا يحكم بوقوع طلقة لقلة إرادتهم الاستئناف بذلك فحمل على الغالب الذي هو إرادة التأكيد فلما كان في زمن عمر رضي الله عنه وكثر استعمال الناس بهذه الصيغة وغلب منهم إرادة الاسئناف بها حملت عند الإطلاق على الثلاث عملا بالغالب السابق إلى الفهم منها في ذلك العصر وقيل المراد أن المعتاد في الزمن الأول كان طلقة واحدة وصار الناس في زمن عمر يوقعون الثلاث دفعة فنفذه عمر فعلى هذا يكون إخبارا عن اختلاف عادة الناس لا عن تغير حكم في مسئلة واحدة. (شرح صحيح لمسلم للنووي ح:١٠ ص:۸٠ ط: دار الكتب العلمية)

«Ученые разделились во мнениях на две группы насчет ситуации, если муж сказал жене: «Даю тебе три талака». Имам Шафии, имам Малик, имам Абу Ханифа, имам Ахмад и все ученые: как ранние (саляф), так и поздние (халяф) — считают, что это засчитается за три. Таус и некоторые захириты считают, что засчитается только один [талак]. Согласно одному риваяту, этого мнения придерживаются Хаджадж ибн Артат и Мухаммад ибн Исхак.

Однако общеизвестно, что здесь мнение Хаджаджа ибн Артата — что талак вообще не засчитается. Такое же мнение предается от Ибн Мукатиля и Мухаммада ибн Исхака. Они в качестве доказательства приводят хадис Ибн Аббаса (переданный в «Сахихе» Муслима), один из хадисов Ибн Умара, где сказано, что он дал своей жене во время ее менструации (хайд) три талака и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) их не засчитал. А также сюда относятся хадисы Руканы, в которых сказано, что он дал жене три развода, а Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему вернуть жену.

Большинство ученых (джумхур уляма) в качестве доказательства приводит слова Всевышнего Аллаха:

«ومن يتعد حدود الله فقد ظلم نفسه لا تدري لعل الله يحدث بعد ذلك أمرا» (سورة الطلاق الآية ١)

«А кто преступит пределы, установленные Аллахом, тот причинит вред самому себе. Ты не знаешь, что Аллах, может быть, после развода, решит совершить неожиданное для тебя дело и они вновь полюбят друг друга».

Они (большинство ученых) говорят, что смысл этого аята такой: иногда бывает так, что дающий развод сожалеет о содеянном (о данном троекратном разводе), а вернуть жену из-за троекратного развода уже невозможно. Если бы троекратный развод считался за один, то это был бы развод раджи (после которого можно вернуть жену). И тогда нет смысла сожалеть о данном разводе.

Помимо этого, они приводят в качестве доказательства хадис Руканы, где говорится, что Рукана дал развод словом «альбатта» (а не троекратный). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Ты клянешься Аллахом, что намеревался дать только один талак?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я намеревался дать только лишь один талак». Это и доказывает, что если бы он намерился дать три развода, то засчитались бы три развода, а иначе нет никакого смысла требовать от него клятвы. А тот хадис, который приводят оппоненты, что Рукана дал три развода и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посчитал их как один, — слабый хадис, который передается неизвестными передатчиками (маджхуль). Достоверный хадис на эту тему — тот, который мы только что привели (о том, что Рукана дал талак словом «альбатта»). А это слово может подразумевать как один талак, так и три талака. Скорее всего, передатчик того хадиса счел, что слово «альбатта» означает три и передал это просто так, как сам понял, но ошибся в этом месте.

Что касается (приведенного оппонентами) хадиса Ибн Умара, то [он очень слабый, а] достоверные хадисы (от Ибн Умара) об этом передал имам Муслим, где сказано, что он дал один развод (а не три развода).

А что касается хадиса Ибн Аббаса, то ученые, объясняя этот хадис, дали несколько толкований. Более достоверное объяснение такое — это (три развода за один) было в начальный период. Если мужчина говорит своей жене: «Тебе талак, тебе талак, тебе талак», — (то есть повторяя слова развода еще два раза) и при этом не делает намерения на уточнение (то есть нет намерения утвердить один развод), а также не делает намерение на новый развод, повторяя: «Тебе талак», — то выносится решения, что состоялся один развод, потому что они (в то время) давали обычно три развода сразу. Поэтому на основании того, что была такая практика, выносилось решение, что было намерение на уточнение (такид), то есть, повторяя слова талака еще два раза, человек просто уточнял, что дал развод, а не давал три развода. Однако во времена правления Умара (да будет доволен им Аллах) стали уже использовать повторные слова развода для троекратного развода. Поэтому их начали засчитывать за три, основываясь на обычае того времени.

Также существует мнение, что в преобладающей практике того времени было давать один развод (повторяя три раза), а во времена Умара (да будет доволен им Аллах) люди давали три развода за один раз. Поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) утвердил это. Исходя из этого, можно сделать вывод, что это было не изменение решения (хукма), а изменение понимания (то есть преобладающей практики) в этом вопросе».

Имам Навави в этом месте очень доходчиво изложил разногласия, их причину, а также доводы и доказательства обеих сторон. Итак, мы видим, что три единовременных развода по единогласному мнению всей общины считаются за три, а не за один.

Однако все же есть несколько ученых, которые три единовременных развода считают за один. На что они опираются? И какие доказательства приводят в подтверждение своего мнения?

В качестве доказательства они приводят три хадиса:

Первый хадис:

عن ابن عباس قال: كان الطلاق على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم وابي بكر وسنتين من خلافة عمر طلاق الثلاث واحدة، فقال عمر ابن الخطاب: «إن الناس قد استعجلوا في أمر قد كانت لهم فيه أنأة فلو أمضيناه عليهم» فأمضاه عليهم. (صحيح مسلم ج:٢ ص: ١٠٩٩ ط: دار الكتب العلمية)

От Ибн Аббаса передается, что он сказал: «Во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и первых двух лет правления Умара (да будет доволен им Аллах) три талака считались за один. Тогда Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Люди перестали проявлять выдержку там, где должны проявлять, поэтому, если мы утвердим их слова (слова талака), это будет правильно». И он утвердил это решение (то есть три единовременно данных развода засчитал за три)».

Второй хадис:

عن ابن عباس قال: طلق عبد يزيد ابو ركانة و إخوته أم ركانة……..فقال إني طلقتها ثلاثا يا رسول الله قال: قد علمت راجعها …إلخ». (بذل المجهود ج: ١٠ ص: ٢۸٦ ط: دار اللواء)

От Ибн Аббаса передается, что он сказал: «Абду Язид Абу Рукана дал развод и его братья Умм Рукана <…> Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал вернуть её, тогда Абу Рукана сказал: «Я дал ей три развода, о Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я знаю, верни её»».

Третий хадис:

عن ابي الزبير قال: سألت ابن عمر عن رجل طلق امرأته ثلاثا وهي حائض فقال لي: أتعرف ابن عمر؟ قلت: نعم قال: طلقت امرأتي ثلاثا على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم وهي حائض، فردها رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى السنة.

От Абу Зубайры передается: «Я спросил Ибн Умара о мужчине, который дал своей жене троекратный развод во время ее менструации (хайд). Он мне ответил: «Ты знаешь Ибн Умара?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Я дал своей жене троекратный развод в период ее менструации (хайд) во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернул её мне согласно Сунне»».

Этот третий довод — одна из версий хадиса Ибн Умара, где некоторые передатчики передали, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) дал своей жене во время ее менструации (хайд) три развода, а не один, как передает большинство остальных передатчиков. Этот хадис приводит имам Даракутни в «Сунане».

Ниже мы разберем достоверность этих трех хадисов. Можно ли брать их в качестве далиля (довода)? Можно ли брать их за основу в области дозволенного (халяль) и запретного (харам)?

Начнем с последнего хадиса, который передается от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах). Приведя этот хадис, сам имам Даракутни пишет: «Все (передатчики этого хадиса) — шииты. Достоверно сохраненная версия этого хадиса говорит, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) дал жене во время ее менструации (хайд) один развод (а не три). Убайдуллах сказал, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) дал жене один развод во время ее менструации (хайд), что противоречит Сунне. По мнению мухаддисов, эта версия хадиса очень слабая и не может фигурировать в качестве далиля. Поэтому мухаддисы (Бухари, Муслим, Насаи, Абу Дауд, Тирмизи и др.), которые передавали в своих книгах в целом достоверные хадисы, эту версию хадиса не взяли, потому что она очень слабая. Брать её в качестве доказательства, по их мнению, будет большим заблуждением.

Имам Муслим передает достоверную версию этого хадиса:

عن ابن سيرين قال: مكثت عشرين سنة يحدثني من لا أتهم، أن ابن عمر طلق امرأته ثلاثا وهي حائض فأمر أن يراجعها فجعلت لا أتهمهم ولا أعرف الحديث حتى لقيت ابا غلاب يونس بن جبير الباهلي و كان ذا ثبت فحدثني أنه سأل ابن عمر فحدثه أنه طلق امرأته تطليقة وهي حائض فأمر أن يرجعها …..الخ (صحيح مسلم ج:٢ ص: ١٠٩٦ ط: دار الكتب العلمية)

«Передается от Ибн Сирина. Он говорит, что провел двадцать лет, слушая хадисы от того, в ком не сомневался. Он передает, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) дал своей жене во время ее менструации (хайд) три развода. Ему было приказано вернуть её. Я не сомневался в нём и не знал этот хадис, пока не встретил Абу Галляба Юнуса ибн Джубейра аль-Бахили. Он был очень достоверным (передатчиком). Он мне рассказал, что спросил Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах). Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) рассказал, что дал жене один развод, когда она была в состоянии менструации (хайд). Ему приказали её вернуть».

Этот хадис передает имам Муслим в книге «Сахих» Муслима. И мы видим, что в достоверной версии истории Абдуллаха ибн Умара говорится, что он дал жене в время ее менструации (хайд) один развод, а не три. К тому же, передатчики этого хадиса — шииты. Поэтому большинство ученых (джумхур уляма) не рассматривало эту версию хадиса как далиль.

Теперь разберем второй хадис. Этот хадис, согласно мнению мухаддисов, тоже не достоверен. У этого хадиса две версии. В одной говорится, что развод дал отец Руканы Абу Рукана Абду Язид и что он дал три единовременных развода. В другой версии передается, что развод дал сам Рукана, а не его отец и он дал не три развода, а развод словом «альбатта». Здесь хочется отметить одну вещь. В теме развода существует большая разница между словом «три» и словом «альбатта». Слово «три» означает количество выданных разводов, то есть три развода. А слово «альбатта» означает, что развод безотзывный. Это может говорить о двух вещах: человек дал один безотзывный развод (талак баин) или дал три окончательных развода (талак мугалляза). И тут уже все зависит от намерения мужчины. Если он скажет, что у него было намерение дать три развода, то засчитается три развода, а если скажет, что намеревался дать один развод, то засчитается один талак баин. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Рукане: «Клянись именем Аллаха, что намеревался дать только один развод», — и тот поклялся. После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) засчитал «альбатта» за один развод.

Эта версия хадиса по мнению мухаддисов более достоверна. Почему так? Чтобы понять это, давайте непосредственно обсудим сам хадис. Две версии различаются несколькими вещами. Во-первых, в первой версии говорится, что развод дал Абу Рукана, а в более достоверной — что сам Рукана. Во-вторых, в первой версии сказано, что Абу Рукана дал троекратный развод, а в более достоверной сказано, что развод был дан словом «альбатта». В-третьих, в первой версии, которую привел имам Абу Дауд, сказано, что этот хадис передают некоторые сыны Абу Рафи. Но, кто эти сыны Абу Рафи, неизвестно. Как сказал имам Навави, этот хадис передается от неизвестных передатчиков.

Впрочем, Хаким в книге «Аль-Мустадрак» вместо «некоторые сыны Абу Рафи» называет имя Мухаммада ибн Убайдуллаха ибн Аби Рафи. Хаким говорит, что этот иснад (цепочка хадиса) достоверен. Однако общеизвестно среди мухаддисов, что Хаким называет иногда достоверными слабые и даже выдуманные хадисы. Такого рода мухаддисов называют «мутасахиль», и Хаким к ним относится, по мнению мухаддисов. Мухаддисы принимают мнение Хакима насчет хадиса, если с ним согласился имам аз-Захаби. Давайте посмотрим, что сказали об этом передатчике другие имамы в области хадисов. Автор книги «Базль аль-маджхуд» (толкования сборника хадисов имама Абу Дауда) пишет:

وأنت تعلم أن محمد بن عبيد الله بن ابي رافع ضعيف جدا قال البخاري: منكر الحديث، قال ابن معين: ليس بشيء، وقال ابو حاتم: ضعيف الحديث، منكر الحديث جدا، ذاهب، وقال ابن عدي: هو في عداد شيعة الكوفة، و قال البرقاني عن الدار قطني: متروك له معضلات……وأخرجه الذهبي في تلخيصه وحكى قول الحاكم أن الحديث صحيح الإسناد، ثم تعقبه و قال: قلت: محمد واه والخبر خطأ، عبد يزيد لم يدرك الإسلام. (بذل المجهود ج: ١٠ ص: ٢۸۷ ط: دار اللواء)

«И ты знаешь, что Мухаммад ибн Убайдуллах ибн Аби Рафи — очень слабый. Имам Бухари сказал (про него): мункар аль-хадис (этим термином мухаддисы обозначают такого передатчика, чьи хадисы очень слабые, их нельзя брать в качестве далиля). Ибн Маин сказал: «Он ничто (в хадисе)». Абу Хатим говорит: «Даиф аль-хадис (слабый в хадисе), мункар аль-хадис (от чьих хадисов мухаддисы отказались), захибун (переводится как «уходящий»; это означает, что его хадисы не достойны внимания). Ибн Ади говорит: «Он из числа шиитов Куфы». Имам Баркани передает от Даракутни: «Матрукун (передатчик, который был уличен во лжи в обыденной речи), на его счету затруднительные хадисы (хадисы, чьи цепочки оборваны основательно, они считаются очень слабыми)» <…> Имам Захаби в кратком пояснении к книге Хакима приводит его слова: «Цепочка хадиса достоверна», — и, не соглашаясь с ним, пишет: «Я говорю, что Мухаммад очень слабый и этот хадис — ошибка: Абду Язид (Абу Рукана) не застал Ислам».

Иными словами, если Абу Язид не застал Ислам, как он может быть участником этой истории?! Из этого следует, что участником истории был его сын Рукана. И, так как Хаким относится к числу «мутасахиль» и имам Захаби с ним не согласился и указал на то, что эта версия хадиса вообще ошибочна, а передатчик очень слабый, мухаддисы эту версию хадиса не приняли.

К тому же, имам Бухари про эту версию хадиса (в котором говорится, что Абу Рукана дал три развода) сказал, что этот хадис «малюль» («малюль» — это такой хадис, в котором есть какой-нибудь скрытый недостаток, и этот недостаток делает его слабым и непригодным для приведения в качестве довода). Шейх Ибн Абдуль-Барр сказал, что этот хадис слабый. Имам Абу Бакр аль-Джассас ар-Рази и алляма Ибн Хумам сказали, что этот хадис отвергаемый («мункар»).

В-третьих, в этой версии хадиса: как в цепочке, так и в самом тексте — присутствует противоречие. Сначала мухаддисы пытаются устранить противоречие разумным объяснением. А если не получается, то мухаддисы берут более достоверную версию, а от слабой версии отказываются. В данном случае, по единогласному мнению мухаддисов, более достоверна та версия, в которой говорится, что развод дал Рукана и дал он не три развода, а развод словом «альбатта».  Имам Абу Дауд в своем сборнике хадисов отдал предпочтение именно этой  версии. А первая версия хадиса, которую приводят сторонники мнения, что три развода засчитываются за один, по мнению Абу Дауда, ошибочна. Вот что он пишет:

قال ابو داؤد: وحديث نافع ابن عجير وعبد الله بن علي بن يزيد بن ركانة عن ابيه عن جده أن ركانة طلق امرأته فردها إليه النبي صلى الله عليه وسلم أصح لأنهم ولد الرجل وأهله أعلم به أن ركانة إنما طلق امرأته البت فجعلها النبي صلى الله عليه وسلم واحدة. (بذل المجهود ج: ١٠ ص: ٢۸۸ ط: دار اللواء)

«Имам Абу Дауд говорит: «Хадис Нафи ибн Уджайр и Абдуллах ибн Али ибн Язид ибн Рукана от отца, от деда — более достоверен, потому что дети и семья лучше знают, нежели другие, Рукана дал своей жене «талак альбатта», и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посчитал его за один».

Имам Навави в толковании к сборнику хадисов имама Муслима пишет:

وأما الرواية التي رواها المخالفون أن ركانة طلق ثلاثا فجعلها واحدة فرواية ضعيفة عن قوم مجهولين. وإنما الصحيح منها ما قدمناه أنه طلقها البتة ولفظ البتة محتمل للواحدة و للثلاث فرواه بالمعنى الذي فهمه وغلط في ذلك. (شرح صحيح لمسلم للنووي ح:١٠ ص:۸٠ ط: دار الكتب العلمية)

«А тот хадис, который приводят оппоненты, что Рукана дал три развода и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посчитал их как один, — это слабый хадис, который передается неизвестными передатчиками (маджхуль). Достоверная версия хадиса здесь та, которую мы привели выше, — что Рукана дал талак словом «альбатта». А это слово может подразумевать как один развод, так и три развода сразу. Скорее всего, передатчик, подумал, что «альбатта» — это троекратный развод, и просто передал этот хадис так, как сам понял, совершив ошибку в этом месте».

Можно приводить ещё много текстов из книг авторитетных учёных-мухаддисов, но тогда статья получится очень длинной. И поэтому мы ограничимся вышеприведённым, так как текст выше вкратце передает мнение всей мусульманской уммы.

Третий хадис, который приводится от Ибн Аббаса, — достоверный. Однако этот хадис не указывает на то, что три развода считаются как один. Но если согласиться, что в этом хадисе три единовременно данных развода во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считались за один, то он противоречит большему количеству других достоверных хадисов, которые мы приведем ниже. Поэтому ученые разнообразно поясняют этот хадис.

  • От Абдуллаха ибн Аббаса передается другая версия этого хадиса, которую приводит в своем сборнике имам Абу Дауд. В ней говорится, что, если кто даст своей жене три развода до половой близости, то это засчитается за один развод. Поэтому ученые считают, что в хадисе Ибн Аббаса говорится именно про это, то есть, если три развода были даны единовременно до половой близости, это засчитается за один. Первая версия об этом умалчивает, однако вторая дополняет.

قال ابن عباس: بلى، كان الرج إذا طلق امرأته ثلاثا قبل أن يدخل بها جعلوها واحدة على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم وابي بكر وصدرا من خلافة عمر، فلما رأى الناس قد تتابعوا قال: أجيزوهن عليهم. (سنن ابو داؤد ج: ١

«Ибн Аббас говорит: «Да, если кто-либо давал жене три развода до половой близости, они засчитывались как один во времена Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакра и начала правления Умара (да будет доволен ими Аллах). Когда Умар (да будет доволен им Аллах) увидел, что люди увеличили (единовременные троекратные) разводы, он сказал: «Утвердите их разводы»».

  • Первую версию хадиса передает Таус. Ученые считают, что его версия неправильна. Имам Байхакы передает другие версии этого хадиса от Ибн Аббаса, в которых три единовременных развода засчитываются за три. А дальше он приводит слова Ибн Мунзира: «Как можно подумать, что Абдуллах ибн Аббас сохранил от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) что-либо, а потом вынес фетву совсем противоположную своему же хадису?!» Поэтому нужно отдать предпочтение одной версии, а опираться на мнение большинства намного лучше, чем на мнение одного, если он противоречит им. Ибн Араби сказал: «Касательно достоверности хадиса Ибн Аббаса существуют разногласия, поэтому как можно отдавать ему предпочтение над иджма (большинства)?!»
  • Многие считают, что три развода за один считали в начале Ислама, но потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отменил (насх) это и засчитывал три развода за три. А утвердили этот вопрос уже во время Умара (да будет доволен им Аллах). По поводу отмены (то есть отмены того, чтобы считать три за один) среди ученых есть некоторые замечания, но Ибн Хаджар Аскаляни в своей книге ответил на все сомнения относительно этого. Кто хочет узнать подробнее, может посмотреть там («Фатх аль-Бари», т. 9, с. 317).
  • Многие считают, что первая версия хадиса Ибн Аббаса указывает только на определенную ситуацию. Это когда кто-либо говорит: «Тебе развод, тебе развод, тебе развод», — повторяя это три раза с намерением усилить смысл проговариваемого слова (такид), чтобы жена поняла, что ей дают развод. Именно так они поступали на практике, и таких ситуаций было немного. Но потом, когда люди перестали быть сдержанными в этом вопросе, а богобоязненность и праведность начали снижаться и люди начали прибегать к хитрости и обману, тогда Умар (да будет доволен им Аллах) утвердил три повторяемых слова развода за три выданных развода. Это мнение принял имам Куртуби, а имам Наваи назвал его лучшим.
  • Автор книги «Базль аль-маджхуд» полагает, что версию, в которой Абу Сахба спрашивает у Ибн Аббаса о троекратном разводе, нельзя брать в качестве доказательства, потому что и в цепочке, и в тексте хадиса присутствуют проблемные моменты. В цепочке есть передатчик Абу Сахба, насчет которого мухаддисы разошлись, достоин он доверия или нет. И брать хадис от него в качестве доказательства, когда многие другие версии этого хадиса противоречат его версии, не разрешается. Текст не считается явным в отношении этого положения Шариата, его можно интерпретировать по-разному, как мы видим из вышеприведенных пунктов. Поэтому этот хадис не может быть доказательством того, что три развода — это один.

Ниже мы приведем текст, в котором автор книги заключает:

فمع تلك الاحتملات لا يستدل بها وأيضا وقع في حديث مسلم: أن ابا صهباء قال لابن عباس هات من هناتك و فسر النووي هذا اللفظ أي من الأمور المستغربة، ولما كان هذا الأمر غريبا غير شائع في الإسلام فلا يكون محتجا به، والله تعالى أعلم. وأيضا وقع في حديث عمر بن الخطاب رضي الله عنه أمضاهن وهذا بمحضر من الصحابة رضي الله عنهم في زمن توفرهم ولم ينكر عليه أحد فأولا لا يظن بعمر رضي الله عنه أن يخالف رسول الله صلى الله عليه وسلم في الأمر الصريح الشائع، ثم لا يظن بالصحابة رضي الله عنهم أن لا ينكروا عليه فيما يخالف فيه رسول الله صلى الله عليه وسلم فصار الإجماع على ذلك، ولا يمكن إجماعهم على باطل فالحق الصريح امرأته ثلاثا مجموعا أو مفرقا يكون ثلاثا لا واحدا وهو الذي أدين الله به. (بذل المجهود ج: ١٠ ص: ٣٠١ ط: دار اللواء)

«Имея столько вариаций (всевозможных толкований), этот хадис не может браться в качестве доказательства. А также в этом хадисе по версии имама Муслима Абу Сахба, спрашивая о троекратном разводе во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говорит: هات من هناتك. Имам Навави растолковал это так: «Расскажи удивительные вещи». Это значит, что засчитывание троекратного развода за один было чем-то неизвестным в Исламе. Поэтому этот хадис не может быть взят в качестве доказательства (как можно такую вещь делать основой религии?). А Всевышний Аллах знает лучше. И еще в хадисе от Умара ибн Хаттаба говорится, что он утвердил три единовременных развода для них. И это в присутствии сподвижников, в то время, когда их было много. Во-первых, как можно подумать, что Умар (да будет доволен им Аллах) идет против суждения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в известном и явном положении Шариата?! Во-вторых, как могут сподвижники, зная это, не отвергнув, промолчать, когда Умар идет против Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?! Таким образом, с их стороны это иджма (единогласное решение). И невозможно, чтобы все они выбрали неверное мнение. Поэтому истина заключается в том, что, если мужчина даст жене три развода — единовременных или раздельных, — это засчитается за три развода, а не один. Это то, во что я верю в отношении религии Аллаха».

Помимо вышеперечисленных вариаций, есть и другие. Мы их не приводили, чтобы статья не была слишком длинной и трудной для понимания.

Поэтому имам Бухари в своем сборнике этот хадис не привел, так как он противоречит другим версиям этого же хадиса. Он не посчитал, что этот хадис соответствует тем условиям и уровню хадисов, которые он установил для своей книги. Ведь, когда один и тот же хадис, несмотря на то что его цепочка достоверна, имеет несколько вариаций и передается по-разному, это вызывает сомнение в его достоверности — и степень хадиса уменьшается. А имам Бухари такие хадисы в своей книге не приводит.

وفي الجوهر النقي على هامش السنن الكبرى: وذكر صاحب الاستذكار: أن هذه الرواية وهم وغلط لم يعرج عليها أجد العلماء. (السنن الكبرى ج: ٧ ص: ٣٣٧ ط:نشر السنة ملتان)

«В комментариях к книге «Сунан аль-Кубра»: автор книги «Аль-Истизкар» пишет: «Эта версия хадиса (хадис от Ибн Аббаса) — заблуждение и ошибка, никто из ученых его не взял»».

Рассмотрев приведенные хадисы, можно понять, насколько они слабые. А в области дозволенного (халяль) и запретного (харам) брать за основу такие слабые, отвергнутые и неявные хадисы не дозволено. Поэтому ученые даже не считали, что здесь есть разногласие (ихтиляф). А если кто стоял на своем, то они расценивали это как расхождение (хиляф) с его стороны.

Почему вся мусульманская община: сподвижники, табиины и муджтахиды всех времен — придерживается мнения, что три единовременных развода считаются за три, а не за один? Давайте рассмотрим, почему они единогласно пришли к этому мнению и какие у них доказательства и доводы.

  • У имама Бухари в его книге есть глава: «Тот, кто разрешил троекратный единовременный развод». И в этой главе в качестве доказательства того, что три единовременно данных развода засчитываются за три, он приводит историю Уваймир аль-Ажляни. После «лиана» (это когда муж отрицает, что ребенок — от него, и тогда муж и жена произносят четыре клятвы в правдивости своих слов — и брак расторгается) он дал жене сразу три развода.

باب من أجاز الطلاق الثلاث

فطلقها ثلاثا قبل أن يأمره رسول الله صلى الله عليه وسلم.

«Глава о том, кто разрешил троекратный единовременный развод.

И он дал ей три развода перед тем, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему».

  • Имам Абу Дауд этот же хадис приводит таким образом:

فطلقها ثلاث تطليقة عند رسول الله صلى الله عليه وسلم فأنفذه رسول الله صلى الله عليه وسلم وكان ما صنع عند رسول الله صلى الله عليه وسلم سنة.

«Он дал ей три развода в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тот (да благословит его Аллах и приветствует) засчитал их. Ведь то, что делается в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), — Сунна».

  • Имам Бухари передает в своем сборнике:

عن عائشة: إن رجلا طلق امرأته ثلاثا فتزوجت فطلق فسئل النبي صلى الله عليه و سلم: أتحل للأول قال: لا حتى يذوق عيسلتها كما ذاقها الأول. (بخاري ج: ٢ ص: ۷٩١ و اللفظ له مسلم ج: ١ ص: ٤٦٣ و سنن لاكبرى ج: ٧ ص: ٣٣٤)

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что один человек дал своей жене три развода. После она вышла замуж и тоже получила развод. Тогда у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, дозволена ли она для первого мужа. Он ответил: «Нет, пока он не получит наслаждения от неё так же, как получил первый».

 

  • Имам Муслим передает в своей книге хадис от Абдуллаха ибн Умара:

وزاد ابن رمح في روايته: وكان عبد الله إذا سئل عن ذلك قال لأحدهم: أما أنت طلقت امرأتك مرة أو مرتين. فإن رسول الله صلى الله عليه وسلم أمرني بهذا. وإن كنت طلقتها ثلاثا فقد حرمت عليك حتى تنكح زوجا غيرك وعصيت الله فيما أمرك من طلاق امرأتك. (صحيح مسلم ج:٢ ص: ١٠٩٩ ط: دار الكتب العلمية)

«Когда у Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) спросили об этом (трех единовременных разводах), он сказал одному из них: «Это в случае, если ты дал жене один или два развода. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мне тоже приказал вернуть жену. Но, если ты дал три развода, она стала для тебя запретной до тех пор, пока не выйдет замуж за другого. И ты был непокорным Всевышнему Аллаху в Его повелении о разводе жене»».

  • Имам Насаи в своем сборнике хадисов передает хадис:

أخبر رسول الله صلى الله عليه و سلم عن رجل طلق امرأته ثلاث تطليقات جميعا فقام غضبانا ثم قال: أيلعب بكتاب الله و أنا بين أظهركم  حتى قام رجل و قال يا رسول الله ألا أقتله؟ (نسائي ج: ٢ ص: ۸٢)

«Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказали о человеке, который дал жене сразу все три развода. Он поднялся в гневе, а потом сказал: «Он играет с книгой Аллаха, несмотря на то что я нахожусь среди вас». Один человек встал и сказал: «О Посланник Аллаха, разреши, я убью его»».

Достоверность этого хадиса подтвердили такие мухаддисы, как хафиз Ибн Касир, хафиз Ибн Хаджар, хафиз Ибн Кайим и др.

  • Имам Абу Дауд приводит в своей книге хадис от Абдуллаха ибн Аббаса:

عن مجاهد: كنت عند ابن عباس فجاءه رجل فقال: إنه طلق امرأته ثلاثا قال: فسكت حتى ظننت أنه رادها إليه ثم قال: ينطلق أحدكم فيركب الحموقة ثم يقول: يا ابن عباس، يا ابن عباس وإن الله قال: ومن يتق الله يجعل له مخرجا وإنك لم تتق الله فلا أجد لك مخرجا، عصيت ربك  وبانت منك امرأتك. (بذل المجهود ج: ١٠ ص: ٢٩٢ ط: دار اللواء)

«Муджахид рассказывает: «Я был у Ибн Аббаса, когда к нему пришел человек и сказал, что дал жене три развода. Ибн Аббас сначала промолчал, я даже подумал, что он вернет ему жену (то есть засчитает три развода не за три, а за один). Через некоторое время он сказал: «Кто-то из вас совершает глупость, а потом говорит: «О Ибн Аббас, о Ибн Аббас». Воистину, Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения». А вот ты не боишься Аллаха, поэтому я не вижу для тебя выхода из положения. Ты проявил непокорность своему Господу, и твоя жена отделилась от тебя (то есть стала запретной)»»».

  • Имам Ибн Маджа в своем сборнике хадисов в доказательство того, что три развода — это три развода, назвал главу так: «Кто дает три развода в одном месте (одним словом)»:

باب من طلق ثلاثا في مجلس واحد

عن عامر الشعبي قال قلت لفاطمة بنت قيس حدثيني عن طلاق قالت: طلقني زوجي ثلاثا وهو خارج إلى اليمن. فأجاز ذلك رسول الله صلى الله عليه وسلم.

«Глава о том, кто дает единовременный троекратный развод

Передается от Амира аш-Шаби, что он попросил Фатиму бинт Кайс: «Расскажи мне о своем разводе». Она сказала: «Мой муж дал мне три развода. В это время он находился в Йемене. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) засчитал их»».

  • Имам Даракутни в своей книге передает историю Хасана ибн Али после того, как тот дал своей жене три развода и захотел вернуть, но, заплакав, сказал:

قال: لو لا أني أبنت الطلاق لها لراجعتها لكني سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: أيما رجل طلق امرأته ثلاثا عند كل طهر تطليقة أوعند كل شهر تطليقة أو طلقها ثلاثا جميعا لم تحل له حتى تنكح زوجا غيره. (سنن الدار قطني كتاب الطلاق والخلع ح: ٤ ص: ١٣/۸٢ )

«Он говорит: «Если бы я не дал безотзывный троекратный развод, я бы обязательно её вернул. Однако я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто даст жене три развода: во время каждого периода чистоты (тухр) один талак, или в начале каждого месяца один талак, или все три талака сразу, — для того она станет запретной, пока не выйдет замуж за другого»»».

  • Хафиз Абу Бакр Абдур-Раззак ас-Санани в своей книге приводит хадис:

عن إبراهيم بن عبيد الله ابن عبادة بن الصامت عن ابيه عن جده قال: طلق جدي امرأته له ألف تطليقة فانطلق ابي إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فذكر ذلك له، فقال: النبي صلى الله عليه وسلم أما اتقى الله جدك أما ثلاث فله وأما تسع مائة وسبعة وتسعون فعدوان وظلم، إن شاء الله تعالى عذبه وإن شاء غفر له. (المصنف لعبد الرزاق ج: ٦ ص: ٣٩٣ ط: المكتب الإسلامي)

«Ибрахим передает от своего отца от своего деда, что он дал жене тысячу разводов. Он пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему (да благословит его Аллах и приветствует) об этом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Твой дедушка не побоялся Аллаха. Три развода ему (то есть они засчитались), а остальные девятьсот девяносто семь — непокорность и тирания»».

  • Имам Муслим и другие передают хадис:

عن عائشة: عن الرجل يتزوج المرأة فيطلقها ثلاثا فقالت قال رسول الله صلى الله عليه و سلم: لا تحل للأول حتى يذوق الآخر عسيلتها و تذوق عسيلته. (مسلم ج: ١ ص: ٤٦٣، سنن الكبرى ج: ۷ ص: ٣۷٤ و اللفظ له)

От Аиши передается, что мужчина, женившись на женщине, дает ей три развода. Она говорит, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не дозволено выходить за первого, пока второй не получит наслаждения от неё и она не получит наслаждение от него».

  • В книге «Сунан» Ибн Мансура передается один хадис:

عن صفوان بن عمران الطائي أن امرأة كانت تبغض زوجا فوجدته نائما فأخذت شفرة وجلست على صدره ثم حركته وقالت: لتطلقني ثلاثا أولأذبحنك فناشدها الله فأبت فطلقها ثلاثا ثم جاء إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فسأله عن ذلك فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا قيلولة في الطلاق.

От Сафвана ибн Имрана ат-Тайи передается, что одна женщина ненавидела своего мужа. Один раз она обнаружила его спящим, взяла нож, села у груди, разбудила его, пошевелив, и сказала: «Или ты дашь мне три развода, или я тебя заколю». Он просил её именем Аллаха, но она была непреклонна. Тогда он дал ей три развода. После он пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил о произошедшем (засчитался развод или нет). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Развод не отменяется».

Выше мы рассматривали хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а ниже мы приведем мнение и фетвы сподвижников, табиинов и имамов-муджтахидов:

  • Имам Байхакы в книге «Сунан аль-Кубра» передает хадисы от сподвижников и табиинов, что три развода считаются за три:

عن ابن عمر: قلت يا رسول الله أفرأيت لو أني طلقها ثلاثا كان يحل لي أن أراجعها قال لا كانت تبين منك و تكون معصية. (سنن الكبرى ۷/٣٣٤، دار قطني ٢/٤٣۸، مجمع الزوائد ٤/٣٣٦، و نصب الراية ٣/٢٢٠)

От Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) передается: «Я сказал: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как ты думаешь, если я дам жене три развода, будет ли мне дозволено её вернуть?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет, она станет запретной, к тому же, будет ещё грех (за три развода)»».

عن علي رضي الله عنه فيمن طلق امرأته ثلاثا قبل ان يدخل بها قال لا تحل له حتى نتكح زوجا غيره. (سنن الكبرى ۷/٣٣٤)

  • От Али (да будет доволен им Аллах) передается о человеке, который дал жене три развода, перед тем как вступить в интимную близость. Он сказал: «Она для него не дозволена, пока не выйдет замуж за другого».

جاء رجل إلى علي رضي الله عنه فقال طلقت امرأتي ألفا قال ثلاث تحرمها عليك و اقسم سائرها بين نسائك. (سنن الكبرى ۷/٣٣٥)

  • Один человек пришел к Али (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я дал жене тысячу разводов». Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Три развода сделали её не дозволенной для тебя, а остальные я разделю между твоими остальными женами».
  • В том же сборнике:

فإن طلقها فلا تحل له من بعد حتى تنكح زوجا غيره. قال الشافعي رحمه الله تعالى: فالقرآن و الله أعلم يدل على أن من طلق زوجة له دخل بها أو لم يدخل بها ثلاثا لم تحل له حتى تنكح زوجا غيره. (كتاب الأم ج: ٥ ص: ١٦٥ و سنن الكبرى ج: ٧ ص: ٣٣٣)

Имам Шафии толкует аят «то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого»: «Коран — Аллах знает лучше — указывает, что тому, кто дал жене три развода, вне зависимости от того, состоялась половая близость между ними или нет, не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого».

  • В том же сборнике:

عبد الله ابن عباس يقول في تفسير هذه الآية: يقول إن طلق ثلاثا فلا تحل له حتى تنكح زوجا غيره. (سنن الكبرى ج: ٧ ص: ٣٧٦)

От Абдуллаха ибн Аббаса передается в толковании этого аята: «Кто дал три развода, для того она [женщина] станет запретной, пока не выйдет замуж за другого».

  • В том же сборнике:

فقال له عمر رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه و سلم أمره أن يراجع امرأته لطلاق بقي له و إنه لم يبقى لك ما ترجع به امرأتك. (سنن الكبرى ۷/٣٣٤، مجمع الزوائد ٤/٣٣٥ وقال رجاله رجال الصحيح خلا إسماعيل بن إبراهيم الترجماني وهو ثقة)

Умар (да будет доволен им Аллах) сказал ему, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал (Ибн Умару) вернуть жену, потому что оставалось ещё право на развод, однако у него не осталось права на развод.

  • В книге «Иршад ас-сари» приводится следующее:

قال القسطلاني في تفسير أو تسريح بإحسان: و هذا عام يتناول إيقاع الثلاث دفعة واحدة و قد دلت الآية على ذلك من غير نكير خلافا لمن لم يجز ذلك (إرشاد الساري ج: ٧ ص: ١٥۷ ط: مصر)

Имам Касталяни толкует аят «либо отпустить её по-доброму» так: «Этот аят имеет общий смысл, который также включает в себя действительность троекратного единовременного развода. Аят указывает на это без всякой возможности его опровержения, [и это] против тех, кто не считает троекратный единовременный развод действительным».

  • В книге «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы говорится:

سئل عمران بن حصين عن رجل طلق امرأته ثلاثا في مجلس قال: أثم بربه وحرمت عليه امرأته.(المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٠ ط: دار الفكر)

«У Имрана ибн Хусейна спросили о человеке, который дал жене три развода сразу. Он ответил: «Он проявил непокорность своему Господу, и жена стала для него запретной»».

  • В той же книге:

عن ابن عباس: أتاه رجل فقال: إن عمي طلق امرأته ثلاثا فقال: إن عمك عصى الله فأندمه فلم يجعل له مخرجا. .(المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١١ ط: دار الفكر)

«Один человек пришел к Ибн Аббасу и сказал, что его дядя дал своей жене три развода. Ибн Аббас сказал: «Твой дядя проявил непокорность Всевышнему Аллаху, поэтому Аллах заставил его сожалеть о содеянном и не дал ему выход из положения (то есть три развода засчитались за три и нет другого выхода для их воссоединения).

  • В той же книге:

عن أنس قال: كان عمر إذا أتي برجل قد طلق امرأته ثلاثا في مجلس أوجعه ضربا و فرق بينهما. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١١ ط: دار الفكر)

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Когда к Умару (да будет доволен им Аллах) приводили человека, который дал своей жене сразу три развода (то есть три единовременных развода), он бил его плеткой и разделял их».

  • В той же книге:

عن ابن عمر من طلق امرأته ثلاثا فقد عصى ربه وبانت منه امرأته. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١١ ط: دار الفكر)

От Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) передается про человека, давшего жене три развода. Он сказал: «Он ослушался своего Господа, и жена стала для него запретной».

  • В той же книге:

عن الزهري في رجل طلق امرأته ثلاثا جميعا قال: إن من فعل فقد عصى ربه وبانت منه امرأته. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١١ ط: دار الفكر)

От имама аз-Зухри передается про человека, давшего жене три развода одновременно. Он сказал: «Поистине, кто сделает так, тот ослушается своего Господа, и жена станет для него запретной».

  • В той же книге:

عن عبد الله ابن مسعود أنه سئل عن رجل طلق امرأته مائة تطليقة قال: حرمتها ثلاث وسبع وتسعون عدوان. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٢ ط: دار الفكر)

От Ибн Масуда передается, что один человек дал своей жене тысячу разводов. Абдуллах ибн Масуд сказал: «Три сделали её запретной для тебя, а остальные девяносто семь — непокорность с твоей стороны (то есть грех)».

  • В той же книге:

عن زيد بن وهب أن رجلا بطالا كان بالمدينة طلق امرأته ألفا فرجع إلى عمر فقالك إنما كنت ألعب فعلا عمر رأسه بالدرة وفرق بينهما. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٢ ط: دار الفكر)

От Зайда ибн Вахба передается, что один бездельник Медины дал своей жене тысячу разводов, потом пришел к Умару (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я просто играл». Умар (да будет доволен им Аллах) ударил его плеткой по голове и разделил их.

  • В той же книге:

عن حبيب: جاء رجل إلى علي فقال: إني طلقت امرأتي ألفا قال: بانت منك بثلاث وأقسم سائرها بين نسائك. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٢ ط: دار الفكر)

От Али (да будет доволен им Аллах) передается о человеке, который дал жене тысячу разводов. Он сказал: «Она запретна по причине трех разводов, а остальные я разделю между твоими женами».

  • В той же книге:

عن هارون بن عنترة عن ابيه: قال: كنت جالسا عند ابن عباس فأتاه رجل فقال: يا ابن عباس إنه طلق امرأته مائة مرة وإنما قلتها موة واحدة فتبين مني بثلاث أم هي واحدة؟ فقال: بانت بثلاث وعليك وزر سبعة وتسعين. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٢ ط: دار الفكر)

Харун ибн Антара передает от своего отца: «Я сидел возле Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах). К нему пришел человек и сказал: «О Ибн Аббас, я дал жене сто разводов, и я сказал это одним разом. Она стала запретной для меня из-за трех разводов, или засчитался всего один развод?» Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Она стала запретной из-за трех разводов, а грех остальных девяносто семи — на твоей шее»».

  • В той же книге:

عن معاوية ابن ابي يحي قال: جاء رجل إلى عثمان فقال: إني طلقت امرأتي مائة قال: ثلاث تحرمها عليك وسبعة و تسعون عدوان. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٢ ط: دار الفكر)

Один человек пришел к Усману (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я дал жене сто разводов». Он сказал: «Три развода сделали её для тебя запретной, а остальные девяносто семь — непокорность (грех)».

  • В той же книге:

عن شريح قال رجل: إني طلقت مائة قال: بانت منك بثلاث وسائرهن إسراف ومعصية. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٣ ط: دار الفكر)

От Шурейха передается, что один человек сказал ему: «Я дал сто разводов». Он сказал: «По причине трех разводов она отделилась от тебя (то есть стала не дозволена), а остальные — расточительство и грех».

  • В той же книге:

عن الحسن قال: جاء رجل إلى الحسن فقال: إني طلقت امرأتي ألفا قال: بانت منك العجوز. (المصنف لابن ابي شيبة ج: ٤ ص: ١٣ ط: دار الفكر)

Один человек пришел к Хасану аль-Басри и сказал: «Я дал жене тысячу разводов». Он ответил: «Твоя жена для тебя не дозволена».

  • Известный ученый и муфассир, алляма Алюси в своем толковании Корана «Рух аль-маани» пишет:

ثم من أوجب التفريق ذهب إلى أنه لو طلق غير مفرق وقع طلاقه وكان عاصيا وخالف في ذلك الإمامية و بعض من أهل السنة – كالشيخ ابن تيمية و م اتبعه – قالوا: لو طلق ثلاثا بلفظ واحد لا يقع إلا واحدة احتجاجا بهذه الآية و قياسا على شهادات اللعان و رمى الجمرات فإنه لو أتى بالأربع بلفظ واحد لا تعد له أربعا بالإجماع …….

والجواب عن الاحتجاج بالآية أنها كما علمت ليست نصا في المقصود و أما الحديث فقد أجاب عنه جماعة قال السبكي: و أحسن الأجوبة إنه فيمن يعرف اللفظ فكانوا أولا يصدقون في إرادة التأكيد لديانتهم فلما كثرت الأخلاط فيهم اقتضت المصلحة عدم تصديقهم و إيقاع الثلاث….(روح المعاني ج: ١ ص: ١٣٧ ط: دار الفكر)

«Те, кто счел обязательным давать развод раздельно (по порядку), считают, что, если человек дал развод не раздельно, его развод все равно засчитается, но тем самым он совершил грех. Иначе считают имамиты (шиитское течение) и некоторые сунниты (шейх Ибн Таймийя и его ученики). Они говорят, что, если кто-либо даст три развода одновременно одним словом, это засчитается только за один развод, приводя в качестве доказательства этот аят, а также проводя аналогию со свидетельством в области «лиана» и «джамарата», так как там, если соединить четыре свидетельства в одно слово, засчитается только одно… Ответ на их довод — то, что это не цель аята, для которой он был ниспослан (что три развода одним словом не засчитываются).

  • Имам Куртуби в книге «Аль-Джами ли ахкам аль-Куран» в толковании 229-го аята суры «Аль-Бакара», который шейх Ибн Кайим приводит в качестве доказательства, что три единовременных развода — это один развод, пишет:

واتفق الأئمة الفتوى على لزوم إيقاعالطلاق الثلاث في كلمة واحدة وهو قول جمهور السلف

«Все имамы канонического права единогласно считают действительными три единовременных развода одним словом, и это мнение большинства ученых из числа предшественников (саляф)».

  • Шейх Абу Бакр аль-Джассас ар-Рази пишет:

فالكتاب والسنة وإجماع السلف توجب إيقاع الثلاث معا وإن كانت معصية. (أحكام القرآن ١/٣۸۸ ذكر الحجج لإيقاع الثلاث معا)

«Коран, Сунна и единогласное мнение предшественников (сподвижников и табиинов) засчитывают три единовременных развода за три, несмотря на то что это грех.

  • Алляма Ибн Хумам в книге «Фатх аль-Кадир» пишет:

فإجماعهم ظاهر فإنه لم ينقل عن أحد منهم أنه خالف عمر رضي الله عنه حين أمضى الثلاث له. (فتح القدير ٣/٤۷٠ باب طلاق السنة «ك دار الفكر)

«Их единогласное мнение (большинства ученых) предельно ясно. Поистине, ни от одного из них (сподвижников) не передается, что он оспорил решение Умара (да будет доволен им Аллах), когда тот засчитал три единовременных развода за три».

وقد اتفق علماء الإسلام وأرباب الحل والعقد في الأحكام على أن الطلاق الثلاث في كلمة وإن كانت حراما في قول بعضهم وبدعة في قول آخرين لازم……وما نسبوه إلى الصحابة كذب بحت لا أصل له في كتاب ولا رواية له عن أحد. (أضواء البيان ١/١٣٦)

«Поистине, исламские ученые и обладатели знаний считают, что три развода одним словом, несмотря на то что это запретно (харам) по мнению некоторых и новшество по мнению других, засчитываются <…>, а то, что приписывают сподвижникам (мнение, что три — это один), — чистой воды ложь, у которого нет никакого обоснования ни в Коране, ни в хадисах.

  • Шейх Муваффик ад-Дин ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» пишет:

مسألة قال: (وإذا قال طلق ثلاثا وهو ينوي واحدة فهي ثلاث)

وجملة ذلك أن الرجل إذا قال لامرأته: أنت طالق ثلاثا فهي ثلاث وإن نوى واحدة لا نعلم فيه خلافا لأن اللفظ صريح في الثلاث والنية لا تعارض الصريح لأنها أضعف من اللفظ ولذلك لا نعلم بمجردها والصريح قوي يعمل بمجرده من غير نية، فلا يعارض القوي بالضعيف كما لا يعارض النص بالقياس ولأن النية إنما تعمل في صرف اللفظ إلى بعض محتملاته والثلاث نص فيها لا يحتمل الواحدة بحال، فإذا نوى واحدة فقد نوى ما لا يحتمله فلا يصح كما لو قال: له على ثلاثة دراهم وقال أردت واحدا. (المغني لابن قدامة ج: ١٠ ص: ٤٩۸ ط: هجر القاهرة)

«Он говорит: «Итог всего этого — то, что если муж сказал своей жене: «Тебе три развода (талака)», — то засчитаются три развода, даже если у него будет намерение на один развод. Мы не знаем разногласий в этой теме, потому что слово («три») явным образом указывает на число три и намерение нельзя противопоставить явному по смыслу слову, поскольку намерение (в отношении своей действенности) намного слабее  слова (то есть ниже по степени). Поэтому в других ситуациях мы не берем в счет лишь одно намерение (то есть одну лишь мысль о чем-то, если намерение не закрепилось каким-либо действием или словом). Однако явное слово само по себе имеет способность к действию, поэтому мы поступаем в соответствии с ним даже без намерения. Таким образом, более слабый довод не может противостоять более сильному, подобно тому как суждение по аналогии (кыяс) не может противостоять тексту Корана или хадиса. И намерение может приниматься во внимание там, где вероятно несколько вариантов. Однако число три — определенно ясное количество, которое никоим образом не может означать один. Если кто-либо сделает намерение на один, то он сделает намерение на число, которое слово «три» никак не может подразумевать. Поэтому его намерение не действительно, подобно тому как если человек скажет: «Я ему должен три дирхама», — а потом скажет: «Я имел в виду только один дирхам»».

Из всего вышеприведенного видно, что три одновременных развода считаются за три, а не за один. Это и есть достоверное мнение, которого придерживались сподвижники, табиины,  имамы-муджтахиды, а также основатели четырех мазхабов. Как можно выносить решение, что три одновременных развода считаются за один, основываясь всего лишь на трех хадисах, два из которых очень слабые?!

А хадис от Ибн Аббаса, как мы видим, не может служить явным доказательством того, что три единовременных развода — это один, так как он имеет много различных вариаций и толкований. Тем более, Ибн Аббас сам выносил решение, противоречащее своему же хадису. И как может сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам передавать хадис и поступать с точностью до наоборот?!

К тому же, хочу отметить ещё один немаловажный нюанс. Хадис от Ибн Аббаса, в котором говорится, что три развода — это один, передают три его ученика: Таус, Икрима и Абу Сахба. А другую версию, где он принял решение, что три развода — это три, передают его крупные ученики, такие как Саид ибн Джубейр, Муджахид, Ата, Амр ибн Динар, Малик ибн Хувайрис, Мухаммад ибн Ияс, Нуман ибн Айяш и др.

Из вышеприведенного ясно видно, что с точки зрения доказательств (далиля) второе мнение, что три развода — это один, очень слабое и отвергнутое и что оно вообще не может фигурировать как отдельное мнение.

Но возникает такой вопрос: можем ли мы в наше время брать мнение, которое не взял никто из сподвижников и авторитетных ученых? Можно ли брать такое слабое и отвергнутое мнение в случае необходимости?

Разрешается брать слабое мнение, если в этом есть реальная необходимость и если от этого мнения не отказались окончательно. Но мы видим, что это мнение ученые отвергли и не считали, что, даже если кадий вынесет решение, оно будет действительным.

Алляма Ибн Абидин пишет:

وقد ثبت النقل عن أكثرهم صريحا بإيقاع الثلاث ولم يظهر لهم مخالف – فماذا بعد الحق إلا الضلال – وعن هذا قلنا لو حكم حاكم بأنها واحدة لم ينفذ حكمه لأنه لا يسوغ فيه الاجتهاد فهو خلاف لا اختلاف. (ردالمحتار ج: ٣ ص: ٢٣٣ ط: سعيد)

«Несомненно, положение Шариата (в этом вопросе) подтвердилось явным текстом от большинства (сподвижников и табиинов) относительно действительности единовременного троекратного развода, и никто это не оспорил. После того как путь истины стал ясным, нет другого пути, кроме заблуждения. И поэтому мы говорим, что, если даже кадий (судья или кто-либо, кто обладает полномочиями) засчитает три единовременных развода за один, его решение не будет иметь канонической силы. Ведь в этом вопросе иджтихад (возможность рассмотреть тему заново для человека, обладающего соответственными знаниями) не допустим и не позволителен. Это будет считаться не как расхождение во мнениях, а как противостояние».

Алляма Ибн Хумам пишет:

وذهب جمهور الصحابة والتابعين ومن بعدهم من أئمة المسلمين إلى أنه يقع ثلاث. (فتح القدير ج:٣ ص: ٣٥ ط: مكتبة عثمانية كوئته)

«Все сподвижники, табиины, а также все мусульманские ученые, которые были после них, считают, что три единовременных развода действительны».

وقال العلامة حطاب المالكي رحمه الله: وكلما طلق من ذلك يلزمه. (مواهب الجليل ج: ٤ ص:٣٩ ط: دار الفكر)

Алляма Хаттаб аль-Малики пишет: «И, каким бы образом он ни дал три развода, они будут действительны».

Итак, все четыре мазхаба едины в том, что, если мужчина даст три развода одновременно, они засчитаются за три, и, если даже кто-либо вынесет решение, что это один развод, его фетва не будет действительной и не будет иметь канонической силы согласно Шариату, так как нет иного решения.

Поистине, Всевышний Аллах — Знающий и Мудрый, и Его Шариат — полноценное руководство на все времена и случаи жизни. Если мы начнем считать три развода за один, то люди перестанут относиться к разводу серьезно и будут произносить слова развода при каждой ссоре. А это — в свою очередь — увеличит процент разводов в мусульманских семьях. И от этого будут страдать в большей степени женщины, так как они станут игрушками в руках мужчин. После трех разводов мужчины будут возвращать жену и опять давать разводы. А если мы будем выносить решение в соответствии с мнением большинства ученых (джумхур уляма), то люди начнут ценить свою семью и не прекратят разбрасываться словами во время каждой ссоры. И так уменьшится количество разводов. Скорее всего, Умар (да будет доволен им Аллах) принял такое решение, когда увидел, что с уменьшением богобоязненности и ответственности у мусульман уменьшается сохранность семьи. Все сподвижники его поддержали, и никто из них не высказал иное мнение.

В подтверждение этого можно ещё привести и то, что на начальном этапе не было ограничений в количестве разводов. Мужчина мог давать развод, потом возвращать, опять давать развод и возвращать — и так до бесконечности. После, чтобы институт семьи сохранялся, Всевышний Аллах ограничил число разводов тремя. Теперь, если мужчина дал жене три развода (талака), он не мог больше вернуть её.

Такое же пренебрежительное отношение к разводу в частности и к семье в целом мы видим в нынешнем обществе. Судьбоносное решение принимается сгоряча, необдуманно и опрометчиво, а потом наступает сожаление, о котором сказано в Коране. Аннулировав троекратный развод одним словом, мы спасем пару десяток семей, однако увеличим пренебрежительное отношение к семье, тем самым поставив под угрозу весь институт семьи. Посмотрите, сколько семей погубила распространившаяся информация, что три развода, данных единовременно, считаются за один. Сколько мусульман, услышав об этом, разрушило свои семьи!

Не каждое разногласие в том или ином вопросе имеет практическое применение. По многим вопросам Шариата разногласие между мусульманскими учёными имело место на начальном этапе, а потом вся мусульманская община пришла к единогласному заключению о достоверности одного мнения, основываясь на достоверных источниках. И тысячелетиями фактически использовалось и практиковалось лишь одно мнение, а разногласие осталось лишь в книгах и стало предметом изучения ученых лишь для того, чтобы мусульманская община сохранила свое наследие и не забыла его. В учебных заведениях преподаются и изучаются все стороны вопроса не для того, чтобы кто-то спустя тысячу лет, не видя ни сподвижников, ни табиинов, ни передатчиков хадиса и основываясь лишь на прочтении книг, принимал решение, которое вся мусульманская община не брала в расчет. Как можно спустя тысячу лет утверждать, что это мнение правильно, а мнение всех мусульманских ученых: сподвижников, табиинов и основателей мазхабов — ошибочно?! И мы уже выше привели слова Ибн Хаджара Аскаляни, что сейчас, если человек будет считать, что три развода — это один, это будет расцениваться не как расхождение во мнениях, а как противостояние и конфронтация.

Кади Ияд передает слова имама Малика в своей книге «Тартиб аль-мадарик»:

وكان يقول: من أحب أن يجيب عن مسألة فليعرض نفسه قبل أن يجيب على الجنة والنار وكيف يكون خلاصه في الآخرة ثم يجيب. (ترتيب المدارك ج: ١ ص: ١٤٤ ط: دار مكتبة الحياة)

«Кто хочет ответить на какой-либо вопрос, пусть, перед тем как ответить, поставит себя между Раем и Адом, как он будет отвечать за это в Судный день, а потом уже отвечает».

سأله آخر فقال يا ابا عبد الله أجبني فقال ويحك أتريد أن تجعلني حجة بينك وبين الله؟ فأحتاج أنا أولا أن أنظر كيف خلاصي ثم أخلصك. (ترتيب المدارك ج: ١ ص: ١٤٤ ط: دار مكتبة الحياة)

«Имама Малика попросили: «О Абу Абдуллах, ответь мне». Имам Малик сказал: «Горе тебе! Ты хочешь поставить меня между собой и Аллахом в качестве аргумента? Сначала мне надо подумать, как я спасу себя (то есть как я буду отвечать перед Аллахом за ответ на твой вопрос), а потом я посмотрю, как спасти тебя (то есть как избавить тебя от бремени незнания ответа на вопрос)»».

Поэтому каждый, прежде чем брать в качестве руководства это мнение,  должен хорошо поразмышлять над тем, как он будет в Судный день отвечать перед Всевышним Аллахом, особенно когда дело касается дозволенного и запретного. И как после трех разводов люди будут жить вместе, если их совместная жизнь по мнению всех сподвижников, табиинов и имамов четырех мазхабов считается прелюбодеянием и запретна?!

Эта статья ни против кого конкретно не направлена. В ней я лишь хотел показать нашим братьям и сестрам, какого мнения придерживались сподвижники, табиины, имамы-муджтахиды четырех мазхабов, а также вся мусульманская община уже более четырнадцати веков.

Всевышний Аллах знает лучше. Это то, что мы считаем истинным руководством и прямым путем.

Автор: Рафаил ажы Татиков 

Отдел фатва ДУМК