Всевышний Аллах разрешил любому человеку вести торговлю с целью обеспечения собственных потребностей и нужд своей семьи. Посредством торговли люди несут друг другу добро, поскольку она дает возможность одним заработать, а другим – законно приобрести те или иные блага. Однако это касается только честной торговли, в которой обе стороны – покупающая и продающая – уважают друг друга и действуют по взаимному согласию.
Так, Всевышний Аллах в Коране говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَن تَكُونَ تِجَارَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْ (سورة النساء، الآية ٢٩)
Перевод: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «ан-Ниса» (Женщины), 29 аят).
К сожалению, не каждая торговля приносит благо. Если вместо пользы она идет во вред, а также путем неоправданного завышения цен, монополизации и спекуляции направлена на личное обогащение лишь одной из сторон, тогда такая торговля запрещается и считается грехом.
В хадисе сказано:
عن عمر بن الخطاب قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «الجالب مرزوق والمحتكر ملعون» (رواه ابن ماجه ج: ٢ ص:٧٢٨ دار الإحياء).
Перевод:
Умар бин аль-Хаттаб говорит, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Предоставляющий товар будет вознагражден, а удерживающий – проклят».
Комментарии: Под «предоставляющим» здесь подразумевается тот человек, который снабжает людей необходимыми предметами быта, продуктами и пр., доставляя эти товары из других мест или производя их. Под «удерживающим» имеется в виду «мухтакир». Мухтакир – это такой торговец, который с целью наживы скупает жизненно необходимый товар и не продает его в ожидании повышения на него цены и увеличения спроса, тем самым преследуя исключительно личные выгоды. Так как это приносит вред мусульманам, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил такой вид деятельности. В другом хадисе сказано:
عن معمر بن عبد الله بن نضلة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «لا يحتكر إلا خاطئ» (رواه ابن ماجه ج: ٢ ص:٧٢٨ دار الإحياء).
Перевод:
М‘амар бин Абдулла бин Надля сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Удерживает товар только грешник».
Еще в одном хадисе сказано:
عن عمر بن الخطاب قال: سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: «من احتكر على المسلمين طعاماضربه الله بالجذام والإفلاس» (رواه ابن ماجه ج: ٢ ص:٧٢٨ دار الإحياء).
Перевод:
Умар бин аль-Хаттаб говорит, что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал: «Кто удержит от мусульман продукты питания, Аллах поразит его проказой (лепрой) и разорением».
عن ابن عمر رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «من احتكر طعاما أربعين يوما فقد برئ من الله تبارك وتعالى، وبرئ الله تبارك وتعالى منه» (رواه ابن أبي شيبة في مصنفه ج: ٥ ص: ٤٧ ط:دار الفكر).
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто удержит продукты на сорок дней, тот свободен от Аллаха, и Аллах свободен от него».
عن عمر رضي الله عنه قال: «من احتكر طعاما ثم تصدق برأس ماله والربح لم يكفر عنه» (رواه ابن أبي شيبة في مصنفه ج: ٥ ص: ٤٧ ط:دار الفكر).
Перевод: «Удержавший продукты не сможет искупить этот грех, даже если потом он раздаст их в качестве милостыни или разделит полученную прибыль».
عن فروخ مولى عثمان رضي الله عنه: «أن عمر رضي الله عنه، وهو يومئذ أمير المؤمنين، خرج إلى المسجد، فرأى طعاما منثورا، فقال: ما هذا الطعام؟ فقالوا: طعام جلب إلينا. قال: بارك الله فيه وفيمن جلبه. قيل: يا أمير المؤمنين، فإنه قد احتكر. قال: ومن احتكره؟ قالوا: فروخ مولى عثمان وفلان مولى عمر. غأرسل إليهما، فدعاهما، فقال: ما حملكما على احتكار طعام المسلمين؟ قالا: يا أمير المؤمنين! نشتري بأمولنا ونبيع. فقال عمر: سمعت رسول الله صلى الله عايه وسلم يقول: «من احتكر على المسلمين طعامهم ضربه الله بالإفلاس أوالجذام. فقال: فروخ عند ذلك: يا أمير المؤمنين! أعاهد الله وأعاهدك أن لا أعود في طعام أبدا. وأما مولى عمر، فقال: إنما نشتري بأموالنا ونبيع. قال: أبو يحيى: فلقد رأيت مولى عمر مجذوما». (مسند أحمد ١: ٢٨٣)
Фаррух передает, что однажды Умар (да будет доволен им Аллах), будучи в то время правителем мусульман, вышел из мечети и увидел разложенные продовольственные товары и спросил: «Что это за продукты?» Люди ответили: «Эти продукты привезли для нас». Тогда он сказал: «Пусть Аллах даст благодать (баракат) этим продуктам и тому, кто его предоставил». Умару (да будет доволен им Аллах) сказали: «Однако их (скупили и) удерживают (от продажи). Он спросит: «Кто удерживает?» Люди ответили: «Фаррух, вольноотпущенник Усмана, и некий вольноотпущенник Умара». Тогда он послал за ними, а когда их привели, спросил: «Что заставило вас удерживать продукты от продажи мусульманам?» Они ответили: «О правитель верующих, мы купили их за свои средства и будем продавать». На что Умар ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто (скупив) удержит от мусульман предназначенные им продукты, того Аллах поразит проказой или разорением». Услышав это, Фаррух воскликнул: «О правитель верующих, Я даю свое обещание Аллаху и вам, что впредь никогда не буду так поступать в отношении продуктов!» А Умар, напротив, возразил: «Мы покупаем на свои средства и продаем». Абу Яхья заявил: «Поистине, я видел вольноотпущенника Умара прокаженным», и этими словами подтвердил неотвратимость наказания за такой грех.
ونقل الرهوني عن الباجي أن ابن رشد قال: «إذا وقعت الشدة، أمر أهل الطعام بإخراجه مطلقا، ولو كان جالبا أوكان من زراعته». (مأخوذ من فقه البيوع ج: ٢ ص: ٩٩٨)
Ибн Рушд сообщает: «Когда наступает нехватка продуктов, разрешается принудить торговцев предоставить свои продовольственные товары вне зависимости от того, доставил он их или сам произвел». А перекупивших и держащих товар у себя на хранении это касается тем более. Точно такое же мнение передает Алляма Касани от имама Абу Юсуфа. Ученые ханафитского мазхаба считают: если торговец отказывается продавать товар, то наделённые властью имеют право заставить его сделать это.
Всевышний Аллах и его Посланник учат нас быть милосердными, сострадательными, думающими о потребностях других. Наживаться на нуждах и страданиях людей, когда ощущается нехватка продуктов в магазинах, медицинских препаратов и принадлежностей – в аптеках, с точки зрения Священного Корана, Благородной Сунны, а также по единогласному мнению мусульманских ученых, запрещается. Такого торговца должно остановить понимание, что за подобные деяния он может поплатиться здоровьем и имуществом, а в День Суда быть подвергнутым мучительной расплате за грех. Греховной считается любая деятельность, направленная на необоснованное и искусственное завышение цен.
Поэтому мы призываем братьев мусульман в эти трудные для нас дни помогать людям! Стоит помнить, что сегодня забота друг о друге и взаимная поддержка неизмеримо выше интересов личного обогащения!
Отдел фатва ДУМ КР