Можно ли использовать антисептики, содержащие спирт?

Вопрос: Можно ли использовать антисептики для наружного применения, которые в своей основе содержат спирт?

Ответ:

С точки зрения шариата, спирт по способу получения делится на два вида:

  1. Спирт, произведенный из винограда и фиников. Такой спирт по единодушному мнению ученых-богословов является недозволенным и харамом. Его не разрешается использовать в каких бы то ни было целях, а также запрещается его покупать или продавать.
  2. Если спирт произведен из таких продуктов, как мед, ячмень, пшеница, кукуруза, рожь, картофель, или получен синтетическим методом, то он не является наджас. Его разрешается применять, а также покупать или продавать, но при условии, что его не используют в целях опьянения.

Примечание: Наджас – это всё, что шариатом относится к нечистотам.

Сегодня в целях предотвращения распространения опасной инфекции, а также для профилактики заболеваний разрешается наружное использование антисептиков, содержащих спирт, поскольку в настоящее время его в большинстве случаев получают не из винограда и фиников. Он по умолчанию не будет считаться «наджас» и, следовательно, может допускаться к применению, если (пока) не будет точно установлено, что сырьём для его изготовления были виноград и финики.

Омовение не нарушается, если при необходимости был использован антисептик, поскольку нарушенным оно считается тогда, когда оскверняется выходящими из тела человека нечистотами – кровью, мочой, калом и т.д. Это относится и к антисептику, включающему полученный из винограда или фиников спирт, но при условии, что место его нанесения будет промыто.

Безусловно, все вышесказанное не касается алкогольных напитков, которые вне зависимости от состава и способа изготовления запрещены к употреблению и считаются наджас.

В книге «Такмиля Фатх аль-Мульхим» сказано:

«و أما غير الأشربة الأربعة، فليست نجسةً عند الإمام أبي حنيفة رحمه الله تعالي. و بهذا يتبين حكم الكحول المسكرة (Alcohals) التي عمت بها البلوي اليوم، فإنها تستعمل في كثير من الأدوية و العطور و المركبات الأخرى، فإنها إن اتخذت من العنب أو التمر فلا سبيل إلى حلتها أو طهارتها، و إن اتخذت من غيرهما فالأمر فيها سهل على مذهب أبي حنيفة رحمه الله تعالى، و لايحرم استعمالها للتداوي أو لأغراض مباحة أخرى ما لم تبلغ حد الإسكار، لأنها إنما تستعمل مركبة مع المواد الأخرى، ولايحكم بنجاستها أخذاً بقول أبي حنيفة رحمه الله. و إن معظم الحكول التي تستعمل اليوم في الأودية و العطور و غيرهما لاتتخذ من العنب أو التمر، إنما تتخذ من الحبوب أو القشور أو البترول و غيره، كما ذكرنا في باب بيوع الخمر من كتاب البيوع». (تكملة فتح الملهم كتاب الأشربة، حكم الكحول المسكرة، ٣/ ٦٠٨، ط: مكتبة دار العلوم)