Вопрос: Можно ли использовать антисептики для наружного применения, которые в своей основе содержат спирт?
Ответ:
С точки зрения шариата, спирт по способу получения делится на два вида:
- Спирт, произведенный из винограда и фиников. Такой спирт по единодушному мнению ученых-богословов является недозволенным и харамом. Его не разрешается использовать в каких бы то ни было целях, а также запрещается его покупать или продавать.
- Если спирт произведен из таких продуктов, как мед, ячмень, пшеница, кукуруза, рожь, картофель, или получен синтетическим методом, то он не является наджас. Его разрешается применять, а также покупать или продавать, но при условии, что его не используют в целях опьянения.
Примечание: Наджас – это всё, что шариатом относится к нечистотам.
Сегодня в целях предотвращения распространения опасной инфекции, а также для профилактики заболеваний разрешается наружное использование антисептиков, содержащих спирт, поскольку в настоящее время его в большинстве случаев получают не из винограда и фиников. Он по умолчанию не будет считаться «наджас» и, следовательно, может допускаться к применению, если (пока) не будет точно установлено, что сырьём для его изготовления были виноград и финики.
Омовение не нарушается, если при необходимости был использован антисептик, поскольку нарушенным оно считается тогда, когда оскверняется выходящими из тела человека нечистотами – кровью, мочой, калом и т.д. Это относится и к антисептику, включающему полученный из винограда или фиников спирт, но при условии, что место его нанесения будет промыто.
Безусловно, все вышесказанное не касается алкогольных напитков, которые вне зависимости от состава и способа изготовления запрещены к употреблению и считаются наджас.
В книге «Такмиля Фатх аль-Мульхим» сказано:
«و أما غير الأشربة الأربعة، فليست نجسةً عند الإمام أبي حنيفة رحمه الله تعالي. و بهذا يتبين حكم الكحول المسكرة (Alcohals) التي عمت بها البلوي اليوم، فإنها تستعمل في كثير من الأدوية و العطور و المركبات الأخرى، فإنها إن اتخذت من العنب أو التمر فلا سبيل إلى حلتها أو طهارتها، و إن اتخذت من غيرهما فالأمر فيها سهل على مذهب أبي حنيفة رحمه الله تعالى، و لايحرم استعمالها للتداوي أو لأغراض مباحة أخرى ما لم تبلغ حد الإسكار، لأنها إنما تستعمل مركبة مع المواد الأخرى، ولايحكم بنجاستها أخذاً بقول أبي حنيفة رحمه الله. و إن معظم الحكول التي تستعمل اليوم في الأودية و العطور و غيرهما لاتتخذ من العنب أو التمر، إنما تتخذ من الحبوب أو القشور أو البترول و غيره، كما ذكرنا في باب بيوع الخمر من كتاب البيوع». (تكملة فتح الملهم كتاب الأشربة، حكم الكحول المسكرة، ٣/ ٦٠٨، ط: مكتبة دار العلوم)