В религиозном аспекте, уповать на Бога, означает вверять Ему все свои дела. В Коране упование на Аллаха упоминается как одно из самых лучших качеств верующего. Так, Всевышний в Своей Книге говорит:
وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا
«И наделит его уделом, откуда он и не ожидает. А кто полностью полагается на Аллаха во всём, тому достаточно Аллаха-Покровителя. Поистине, Аллах завершит Своё дело и осуществит то, что желает. Он предопределил для каждой вещи определённый срок и определённую меру, которые нельзя преступить» (смысл 3 аята суры «ат-Талак», тафсир «аль-Мунтахаб»).
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ
«Полагайся только на Аллаха Великого, Всемогущего, который может Своим величием победить твоих врагов и Своей милостью помочь вам и любому искренне верующему человеку одержать победу»(смысл 217 аята суры «аш-Шу’ара’», тафсир «аль-Мунтахаб»).
От Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно наделял бы вас пропитанием также, как Он наделяет им птиц, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными» (имамы ат-Тирмизи и аль-Хаким).
В религиозных источниках содержатся многочисленные предания об общении пророка Сулеймана ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡс ветром, некоторыми животными, птицами и насекомыми. Среди них особое место занимают темы, связанные с муравьями. В одной из них повествуется следующее.
Однажды Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спросил у муравья, сколько тому требуется пищи для месячного существования? Муравей ответил: «За месяц я съедаю не более одного крупного пшеничного зёрнышка». Пророк ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼ не верит в столь бережное и экономичное обхождение насекомого и решает проверить это на деле. Он загоняет муравья в стеклянный сосуд и оставляет ему лишь одно пшеничное зёрнышко. А затем, оставив место для циркуляции воздуха, закрывает сосуд. Проходит месяц. Взяв сосуд, пророк Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ приходит в изумление. За месяц муравей съел даже менее одного зёрнышка. В сосуде оставалась еще половина зерна. Сулейман ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спрашивает у муравья: «Ты же говорил, что за месяц съедаешь одно зерно. Так почему же ты не съел зерно целиком, оставив половину?» Муравей отвечает: «О, посланник Аллаха! Находясь на свободе, я уповал на Бога и обходился Его дарами. Я был уверен, что Он не забудет меня и не оставит голодным. Я знал, что каждый месяц я буду получать свое зёрнышко. Однако этот последний месяц ношу моего питания на свои плечи взвалил ты. Наряду с упованием на Всевышнего, я ещё вынужден был надеяться на твою память и справедливость. Я подумал, что ты можешь забыть про меня и не откроешь сосуд через месяц. Поэтому, как бы это ни было трудно для меня, я решил употреблять зерно бережливо и экономить».
Посмотрите, как этот муравей учит нас уповать на Всевышнего, нам верующим мусульманам объясняет своё вероубеждение. Порою люди переступают границы дозволенного и начинают зарабатывать любыми путями в страхе обеднения. Здесь не имеется ввиду, что мы должны сидеть сложа руки, бросив своих подопечных на произвол судьбы. Из этого удивительного рассказа мы должны вынести урок, понимая его суть правильно.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды некий человек обратился к Пророку ﷺ: «О! Посланник Аллаха ﷺ, мне привязать верблюда и уповать на Аллаха, или же отвязать и уповать?» Пророк ﷺ ответил: «Привяжи и уповай!» (имамы Ибн Хиббан и аль-Байхаки).
Второй праведный халиф Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), повстречав людей, которые не утруждали себя зарабатыванием на хлеб и обходились за счёт подаяний, спросил: «Кто вы?». Те ответили: «Мы люди упования». Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вы не люди упования, а люди пожирания, вы лгуны. Настоящие уповающие те, которые сначала сеют семена, а затем уповают на Аллаха в надежде собрать богатый урожай».
Источник: www.muftyat.kz